воскресенье, 3 мая 2020 г.

Генрих Бёлль

www.boell-sh.de/sites/default/files/boell.heinr...
Дорогие друзья Библиотечного Центра «Екатеринбург» и Австрийской библиотеки!
Мы продолжаем делиться с Вами интересными авторами и произведениями, которые Вы можете почитать в период самоизоляции или после нее в читальном зале Австрийской библиотеки.
Сегодня речь пойдет об одном из самых ярких представителей классической немецкой послевоенной литературы, а именно – о Генрихе Бёлле и его романе «Глазами клоуна» («Ansichten eines Clowns»).
Генрих Бёлль родился 21 декабря в 1917 года в семье католиков. В 1923 году, когда маленькому Бёллю было всего 6 лет, из-за инфляции столярное дело отца прогорело, и семья была вынуждена переехать в менее благополучный квартал. Этот переезд Бёлль воспринял как изгнание из своего детского рая, что в будущем стало одним из важнейших мотивов его произведений.
После окончания католической школы в 1937 году, будущий писатель поступил на издательское дело в Бонне, но не окончил обучение. В этот период жизни Бёлль уже начал проявлять свои писательские способности. Однако уже через год юношу призвали к трудовой повинности в Имперской службе труда. Нужно отметить, что семья Бёллей, как и сам Генрих, резко негативно относилась к национал-социалистическому режиму и войне. Разумеется, открытое выражение такой позиции в те времена было бы равным самоубийству, поэтому эта позиция уже позже нашла свое отражение в произведениях Бёлля.
Летом 1939 года Генрих Бёлль начал обучение в Кёльнском университете на факультете германистики и классической филологии, однако уже в конце того же лета его призывают на военную службу в вермахт. К тому моменту Бёлль успел написать свой первый роман „Am Rande der Kirche“(дословно: «На краю церкви»). Из-за войны писатель прерывает творчество, однако пишет много писем, которые были опубликованы лишь в 2001 году в двухтомном издании „Briefe aus dem Krieg 1939–1945“ («Письма с войны 1939–1945»).

В 1945 году писателя освободили из американского плена, и он вновь возвращается в Германию к своей семье. На тот момент он уже имел трех сыновей и был женат на Аннемарии Бёлль, переводчице английского языка и учительнице. Бёлль же вновь пишет романы и публикует короткие рассказы в различных изданиях, лучшие из которых в 1950 году были опубликованы в сборнике „Wanderer, kommst du nach Spa…“ («Путник, когда ты придёшь в Спа...»). Центральными темами его творчества становятся тема войны и паталогического развития немецкого общества в послевоенный период.
image3

В 1951 году писатель получает премию «Группы 47» за рассказ «Чёрная овца», а также договор с издательством Kiepenheuer & Witsch. Дальнейшие годы вплоть до 1971 года становятся самыми плодотворными для Генриха Бёлля. В этот период он публикует важнейшие в своем творчестве произведения, среди которых „Wo warst du, Adam?“ (1951) («Где ты был, Адам?»), „Und sagte kein einziges Wort“ (1953) («И не сказал ни единого слова»), „Haus ohne Hüter“ (1954) («Дом без хозяина»), „Doktor Murkes gesammeltes Schweigen“ (1958) («Молчание доктора Мурке»), „Billard um halbzehn“ (1959) («Бильярд в половине десятого»), „Ansichten eines Clowns“ (1963) («Глазами клоуна») и другие. Помимо писательской деятельности, вместе с женой Генрих Бёлль занимался переводами на немецкий язык произведений Бернарда Маламуда и Джерома Сэлинджера. В 1972 году писатель стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Одной из отличительных черт творчества Бёлля является то, что помимо темы войны он касается и темы религии и отношений церкви и общества, а если точнее, будучи верующим католиком, он часто критикует церковь за отстраненность от забот простого человека. В произведении «Глазами клоуна» писатель также поднимает резонансную проблему сотрудничества католической церкви с нацистами. В некоторых немецкоязычных статьях можно увидеть, что Бёлля называют религиозным мятежником, а анализируя последние произведения писателя, многие вообще ставят под сомнение его отношение к религии.

Также очень интересна «русская» сторона жизни писателя. Его произведения были близки народным настроениям, и поэтому с 1956 года русские издания в огромных тиражах появлялись на книжных полках советских читателей. Также писатель вступался за таких писателей-диссидентов, как Лев Копелев и Александр Солженицын, с которыми был знаком лично.


Скончался Генрих Бёлль под Бонном в 1985 году в возрасте 67 лет.

image2
Мы очень рекомендуем к прочтению произведение Генриха Бёлля «Глазами клоуна». Этот короткий роман, как уже упоминалось выше, интересен своей многосторонней проблематикой. Однако это не единственное, чем может зацепить эта маленькая книга. Примечателен бёллевский язык, такой простой, но в своей простоте еще и очень красивый, размеренный и так четко отзывающийся в сознании читателя картинами жизни протагониста – меланхоличного клоуна 60-х годов с очень непростой судьбой.

Изучающим немецкий язык эта книга будет очень полезна еще и тем, что в множестве диалогов и монологов прочитывается «живая» речь, из которой можно многое подчерпнуть и для своей разговорной немецкой речи.
Также приятным бонусом является то, что книгу Вы можете найти в свободном доступе на немецком языке по ссылке, а киноманы могут насладиться экранизацией романа от чешского режиссера Войтеха Ясны.






Комментариев нет:

Мне не забыть ХХ век

Дорогие друзья Австрийской библиотеки , читатели БЦ «Екатеринбург» , 15 сентября в 17.00 мы приглашаем Вас на поэтический в...